ПОИСК

image-room-home

лампочка ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО...

Цератония (лат. Ceratónia) из семейства бобовых дает всегда одинаковые семена, весящие ровно 0,2 грамма. Такими семенами в качестве гирь с давних времен пользовались ювелиры. Эту меру назвали каратом.

комната

07

Camballa.ru - интерактивная онлайн энциклопедия, ориентированная в первую очередь на юных любителей приключений и подрастающих пытливых умов, однако будет интересна и более старшему поколению. Все материалы на сайте представлены в легкой и доступной форме, с красочными иллюстрациями и обучающими играми.

Отложите Ваши дела, мы приглашаем Вас в захватывающее путешествие по удивительным мирам!

КОЛИЗЕЙ

17

мая

2017 г

Колизей - маленькая картинка
           Колизей   |   Colosseo (итал.)
Страна
Италия
Город Рим
Координаты 41°53′33″ с. ш.
12°29′31″ в. д.
Автор проекта Неизвестен
Основатель Тит Флавий Веспасиан
(римский император)
Начало строительства 72 год нашей эры
Окончание строительства 80 год нашей эры
Тип конструкции Амфитеатр
Материал Травертин, вулканический туф и бетон
Статус Охраняется государством

Колизей (от лат. colosseus — колоссальный, громадный), также известный, как амфитеатр Флавиев — наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений Древнего мира, является самым большим амфитеатром, сохранившимся до нашего времени. Находится в центре Рима, в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами.

Строительство Колизея началось при императоре Веспасиане в 72 году н. э. и было завершено в 80 году н. э. уже императором Титом, унаследовавшим власть у родного отца.

Дальнейшие доработки в конструкции амфитеатра были сделаны во время правления Домициана (с 81 по 96 год н. э.). Эти три императора известны, как династия Флавиев, в честь которой и было названо сооружение.

Амфитеатр Флавиев мог вместить в себя, по некоторым оценкам, от 50 до 80 тысяч зрителей, имея среднюю аудиторию порядка 65 000 человек. На арене Колизея проводились знаменитые гладиаторские бои, имитации морских сражений (для чего пространство арены заполнялось водой с помощью продуманной системы акведуков), бои и охота на диких зверей, казни, постановка известных сражений, и драмы, основанные на классической мифологии.

Сооружение перестало использоваться для развлечений в Средние века. Позднее оно было использовано в качестве жилья, мастерских, помещений для религиозного ордена, крепости и христианской святыни.

Колизей является не только самой популярной достопримечательностью Рима, но также местом проведения церемоний римско-католической церкви. Так, например, каждую Страстную пятницу в преддверии Пасхи проводится традиционное шествие паломников, которое начинается у стен Колизея. Этот ритуал проводится в Риме на протяжении 40 лет.

СТРОИТЕЛЬСТВО

Смерть Нерона в 68 году н. э. ознаменовал конец династии Юлиев-Клавдиев, к власти пришла династия Флавиев.

До того как стать императором, Веспасиан принимал участие в подавлении восстания иудеев, начавшегося в 66 году. После этого Веспасиан вместе с Титом в богатых восточных провинциях собирал налоги, чтобы привести в порядок государственные финансы, расстроенные Нероном и гражданской войной.

Они возвратились в Рим в 71 году, чтобы отпраздновать победу над иудеями.

Став императором, Веспасиан решил реконструировать центр Рима и упрочить собственный культ, искоренив память о своем предшественнике. Большая часть дворца Нерона, называемая «Золотым домом» (лат. Domus Aurea), была снесена, искусственное озеро перед ним было засыпано и на его месте был воздвигнут Колизей.

Это было хорошо взвешенное решение: постройкой амфитеатра земли, которыми пользовался Нерон, возвращались обратно римлянам.

Возведение Колизея было начато императором Веспасианом после его побед в Иудее. Доля средств, собранных в военном походе, пошла на строительство, а также порядка 100 тысяч еврейских заключённых были доставлены в Рим в качестве рабочей силы.

Рабы использовались для тяжёлых работ, например, в карьерах в Тиволи, где добывался травертин, для подъёма и транспортировки тяжёлых камней на 20 миль от Тиволи до Рима. Наряду с неквалифицированными рабочими, в процессе создания принимали участие и профессиональные римские строители, инженеры, художники и декораторы.

Строительство Колизея началось при правлении Веспасиана примерно в 72 году н. э. (в 73-75 годах, согласно некоторым источникам). Колизей был завершен на треть ко времени смерти Веспасиана в 79 году. Верхний уровень был закончен его сыном Титом, и в 80 году были проведены первые гладиаторские игры.

Из произведений римских авторов известно, что празднования по поводу открытия амфитеатра продолжались 100 дней подряд, в течение которых в ходе игр было убито более 9000 диких животных.

Колизей - большая картинка

Позже здание Колизея было реконструировано младшим сыном Веспасиана, пришедшим к власти, императором Домицианом. Под сценой была построена разветвлённая сеть подземных туннелей, используемая для эффектного появления на арене гладиаторов и зверей.

Также для увеличения вместимости был надстроен четвертый уровень, предназначавшийся для бедных граждан, рабов и женщин. В большинстве случаев это были стоячие места.

Кроме того, некоторым группам людей был запрещен вход в Колизей, в частности могильщикам, актёрам и бывшим гладиаторам.

В 217 году Колизей сильно пострадал от пожара, который разрушил деревянные верхние уровни интерьера амфитеатра, но был полностью восстановлен к 240 году.

Последние гладиаторские бои приписываются к 404 году, после того, как император Феодосий утвердил христианство в качестве единой государственной религии империи и запретил язычество. Языческие праздники и жертвоприношения были отменены.

Тем не менее, звериные травли продолжали происходить практически до смерти Теодориха Великого. Последнее представление в Колизее произошло в 523 году.

КОЛИЗЕЙ В СРЕДНИЕ ВЕКА И НОВОЕ ВРЕМЯ

Нашествия варваров привели Амфитеатр Флавиев в запустение и положили начало его разрушению. С XI века Колизей служил крепостью для знатных римских родов. Ещё в 1332 году местная аристократия устраивала здесь бои быков, однако с этой поры началось систематическое разрушение амфитеатра.

Тяжелый ущерб был нанесен Колизею сильным землетрясением в 1349 году, в результате чего южная часть сооружения обрушилась. После этого на Колизей стали смотреть как на источник добывания строительного материала, и не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали идти на строительство новых зданий, дворцов, церквей.

Однако значительная часть амфитеатра уцелела, хотя здание в целом осталось обезображенным.

Отношение к этому величественному памятнику древней архитектуры начало меняться к середине XVIII века, и первым принявшим его под свою защиту был Папа Римский Бенедикт XIV.

Он запретил использовать Колизей как каменоломню и освятил здание, установив посреди его арены громадный крест, и объявив это место священным, окропленное кровью христианских мучеников, принявших здесь смерть.

Тем не менее, нет никаких исторических свидетельств и каких-либо доказательств совершения в Колизее казней христиан.

Папы, следовавшие за Бенедиктом XIV, продолжали заботиться о сохранности уцелевших частей здания и подкрепили контрфорсами места стен, грозившие падением.

Колизей сегодня является одним из самых популярных туристических объектов Рима, принимающий миллионы посетителей ежегодно.

Крупнейший памятник архитектуры находится под охраной, обломки, где оказалось это возможным, вставлены на прежние места. С 1993 по 2000 год была проведена крупнейшая программа реставрации, на которую было потрачено несколько десятков миллиардов итальянских лир.

АРХИТЕКТУРА КОЛИЗЕЯ

Подобно другим римским амфитеатрам, Колизей представляет собой в плане эллипс, однако от сооружений такого рода он отличается своей величиной. Это самый грандиозный античный амфитеатр: 188 метров в длину и 156 метров в ширину, высота внешней стены составляет 50 метров, что практически равно высоте 17-и этажного здания. Первые три из четырёх этажей имели по 80 арок, в каждой из которых была установлена гигантская статуя.

Центральная арена эллиптической формы имеет размеры 76 на 44 метров и окружена стеной 5 метров в высоту, выше которой начинаются ряды сидений, которые расположены под углом 37 градусов, что создавало возможность хорошего обзора происходящего на арене из любого сектора.

Конструктивную основу амфитеатра составляют 80 радиально направленных стен и столбов, несущих своды перекрытий. Сооружение было воздвигнуто на фундаменте толщиной в 13 метров.

Стены Колизея воздвигнуты из крупных кусков или блоков из травертинового камня, которые были установлены без строительного раствора. Блоки соединялись между собой стальными связями общим весом примерно 300 тонн.

По оценкам, для внешней стены потребовалось более 100 тысяч кубических метров травертинового камня. Для внутренних частей употреблялись также местный туф и кирпич.

Колизей отличался сложнейшей системой лестниц и переходов, позволявшей посетителям заполнить амфитеатр и покинуть его в течение нескольких минут.

Архитектурно-логистическое решение, применённое в Колизее и получившее название vomitoria (от лат. vomere «извергать»), применяется при строительстве стадионов и в наши дни: множество входов располагаются равномерно по всему периметру здания.

Колизей имел 80 входов, из которых 4 были предназначены для высшей знати и вели в нижний ряд. Обычные зрители входили в амфитеатр из-под арок нижнего этажа, и поднимались к своим местам по лестницам, которых было также 76.

Зрители рассаживались в соответствии с социальным статусом. Нижний ряд, или подий (лат. podium), был предназначен исключительно для императора, его семейства, сенаторов и жриц. Уровнем выше сидели представители сословия всадников, а следом – граждане Рима: чем выше ярус, тем ниже социальный статус.

Чтобы защитить зрителей от дождя и палящего римского солнца, Колизей покрывался специальным навесом, который натягивался с земли сотней моряков императорского флота с помощью 240 деревянных матч.

Организация гладиаторских игр требовала огромных затрат и давала поддержку в развитие промышленности района. В дополнение к самому амфитеатру, рядом были построены и другие здания различного назначения.

На востоке находилась школа гладиаторов, которая была связана с Колизеем подземным ходом и имела свою собственную миниатюрную арену для тренировок.

В том же районе были и другие учебные школы, где обучались, в том числе и бойцы для сражений с дикими животными. Также неподалеку необходимо было содержать оружейную и специальное место для хранения машин, приспособлений и оборудования. Имелось медицинское учреждение для лечения раненных гладиаторов.

За века своего существования Колизей пережил три крупных землетрясения и один катастрофический пожар.

Но, несмотря на все невзгоды, испытанные Колизеем в течение веков (он утратил две трети своей первоначальной массы), его развалины, лишённые былой внешней и внутренней отделки, до сих пор производят сильное впечатление своей величественностью и дают ясное понятие о том, каковы были его масштабы и архитектура.

По праву Колизей остается символом могущества и величия Рима на протяжении многих веков.

ПОДЕЛИТЬСЯ: